ПОИСК

 

Автор Тема: Электромобили, электромобили - уже все выставки заполонили...  (Прочитано 134119 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
Други мои,
пока мы в своих гаражах копаемся со своими двигателями внутреннего сгорания, на шумные улицы городов конструкторы потихоньку (но целеустремленно и с нарастающим успехом) выводят бесшумные электромобили.
Я тут говорю именно об электромобилях, а не о гибридах, которые, считаю, служат как промежуточное звено между прошлым  и будущим.
Почему же конструкторы взялись за эту новую и довольно затратную идею.
1. Постепенное истощение недр Земли и повышение цен на углеводородное сырье, которое необходимо для создания топлива двигателям внутреннего сгорания (ДВС).
2. Опасение за экологию нашей планеты (выбросы газов в атмосферу, ее загрязнение, способствование всемирному потеплению и созданию озоновых дыр в атмосфере - это то, что может вообще положить крест на земной цивилизации).
3. Создание более рациональных конструкций транспортного средства. Ведь как известно - автомобили двигаются на вращающихся колесах, а ныне широко распространенный ДВС работает по смешанному принципу - передача возвратно-поступательного движения шатунно-поршневой группы к вращающимся колесам через трансмиссию, что создает сложность конструкции, ограниченность ее ресурса, увеличивает потери, материалоемкость и прочее. А электродвигатель, основанный по своей природе на вращении - может сразу передавать вращающееся движения на вращающиеся колеса.
4. Ну, а поскольку большинство систем автомобилей уже перешло на электричество, то естественно перевести на электричество и тягу, чтобы был единообразный источник питания.
С причинами разобрались.
А что же мешает нам уже завтра пересесть на электромобили?
1. Необходимость огромных инвестиций для перестройки существующих автомобильных заводов.
2. Нефтяное лобби.
3. Отсутствие такого аккумулятора, который был бы не слишком тяжел, позволял бы иметь пробег на одной зарядке не менее, чем нынешним автомобилям на одном баке бензина.
4. Необходимость создания инфраструктуры для подзарядки аккумуляторов или их быстрой замены в пути.
5. Решение конструкционных вопросов, связанных с опасностью высокого напряжения (на мощных моделях напряжение в сети достигает 600 вольт) и противодействием атмосферной или дорожной влаге, которая может попадать в электродвигатель и электросистемы автомобиля и приводить либо к короткому замыканию, либо к утечкам тока.

Несмотря на эти сложные моменты эксперты предсказывают рывок в создании массового электромобиля уже в этом десятилетии, в частности, это основано на тщательно скрываемой информации  о том, что уже существуют конструкции совершенно новых и весьма эффективных аккумуляторов.


Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
2015 год - повальный переход на водородные электромобили в Германии.
Мерседес, БМВ и Опель создают для начала совместными усилиями сеть заправочных станций для них, готовят собственные модели автомобилей на топливных элементах и в 2015 году начнут их массовое производство.
В настоящее время в Германии уже создано несколько десятков заправочных станций, на которых заправляется несколько сотен выпущенных в последнее время машин указанных марок.
В 2015 году планируется создать до 1000 таких АЗС.
В основе конструкции - электромотор, блок топливных элементов, в которых водород вступает в химическую реакцию с кислородом воздуха, вырабатывая ток и "выплевывая" из выхлопной трубы чистую воду, баллоны со сжатым водородом.
Конструкция заманчивая, только существует одна проблемка, совсем маленькая - это водород, который находится в баллонах автомобиля под "скромным" давлением до 700 атмосфер... :bb:
Это как бы маленькая водородная бомбочка на борту...
Да к тому же такая же бомбочка, только побольше - и на АЗС, и на производстве водорода.
Ну, и наконец - процесс заправки при таком давлении тоже вызывает некоторую дрожь.
Может в педантичной и культурной в технологическом плане Германии эти проблемы немного не так будут обострены, но можно вспомнить довоенную историю с дирижаблем "Эдинбург"в той же Германии...
И с обычным газом - пропаном и метаном сколько неприятностей, а тут водород... :bc:

Сторонники идеи говорят, что, мол, водород легко добывать, расщепляя воду, которой на Земле предостаточно. Правда, не сообщается экономика этого вопроса. Ведь для расщепления воды нужно много электроэнергии. А я тут подумал, что, может, эту электроэнергию тратить не на производство водорода, который будет снова переводиться в электроэнергию в автомобилях для питания электромоторов, а сразу загнать электроэнергию в аккумуляторы электромобилей и от них питать электромотор, то есть не чесать правое ухо левой рукой? :bs:

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
А вот и новость из России. Там, на АвтоВАЗе  тоже начинают производство электромобилей на аккумуляторах:

Начался выпуск Lada за 30 тысяч евро
 
...новость от «АвтоВАЗа» - завод все-таки приступил к мелкосерийному производству своего первого… электромобиля. Впервые модель под названием El Lada была показана в августе этого года на автосалоне в Москве. Но тогда мало кто верил в заверения тольяттинцев о том, что они готовы выпускать экологически чистую машину серийно. Однако завод сумел сдержать обещание! Пока, правда, речь идет лишь о сборке 100 электромобилей, которые отправят в Ставропольский край, где они будут использоваться в качестве такси. Но при наличии спроса «АвтоВАЗ» может увеличить выпуск подобных машин.

Правда, есть большие сомнения в экономической эффективности электромобилей при использовании в качестве такси. Конечно, затраты на топливо у такой модели будут минимальны. Однако нужно понимать – в России отсутствует инфраструктура для эксплуатации электромобилей. Но главная проблема в другом. Заявленный запас хода El Lada при полностью заправленных аккумуляторах составляет 140-150 км. Но в горах, с пассажирами на борту, да еще и при желании ехать быстрее 60 км/ч расход электроэнергии увеличится, хотя и не намного. «По результатам завершившихся 29 ноября 2012 года очередных натурных испытаний электромобиля El Lada в Кисловодске пробег без подзарядки с полной загрузкой по горному маршруту Кисловодск - перевал Гум Баши (2040 м) - Кисловодск составил 127 км», - рассказал нам заместитель министра энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Дмитрий Толмачев.

Звучит неплохо, но… Но после одной поездки на такое расстояние машину нужно ставить на «заправку», которая от обычной электрической розетки длится около 8 часов. Хотя можно использовать и терминал ускоренной зарядки (производства ОАО «Электроавтоматика», Ставрополь). Время зарядки электромобиля этим терминалом составляет 1 час 05 мин.

Да и цена El Lada будет немалой – около 1,2 млн рублей или 30 000 евро. Это, конечно, гораздо меньше импортных аналогов, однако в несколько раз выше стандартных Lada Kalina с бензиновым мотором.


Оффлайн alebastrov Мужской

  • А котика нашего...
  • "Категория А - Автор"
  • ***
  • не обижать!
  • Страна: ua
  • Город: Kyiv
  • Марка автомобиля: Kyron D20DT
  • Модель: Kyron
а мне понравились индусы с пневмомотором. Баллоны на 300 атмосфер и заправка 5 минут всего на 150 км. супер решение

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
а мне понравились индусы с пневмомотором. Баллоны на 300 атмосфер и заправка 5 минут всего на 150 км. супер решение
Это не только индусы применяют. Схема известна 100 лет. А недавно один итальянец мотоцикл такой сконструировал.
Но, по мнению, специалистов, очень трудно обеспечить уплотнение в случае роторного двигателя. В поршневом - уплотнение лучше, но мотор по сложности такой же как и ДВС со всеми его возвратно-поступательными элементами. И во всех конструкциях КПД заметно ниже, чем у других двигателей, а запас сжатого воздуха для достаточного пробега занимает всю машину. То есть замена горючего на воздух в той же конструкции мотора и всего автомобиля ничего принципиально не меняет в лучшую сторону, а только снижает КПД.
А потому конструкторы смотрят дальше, желая упростить автомобиль, убрав из него не только горючее, но и трансмиссию с их валами, коробками передач и прочей тяжелой и сложной механикой.

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
Читайте о последних электромобилях.
http://www.unimag.com.ua/blog/28/

Или для тех, кто не может раскрыть ссылку или не хочет, то вот текст:

10 електромобілів 2013 року

WirtschaftsWoche Heute, Німеччина — Середа, 16 січня 2013, 22:04
Водії спочатку не помітять ніякої різниці. Тільки виявивши за відкидною кришкою електрокабель, вони зрозуміють, що під кузовом не бензобак, а важкі акумулятори. (Рос.)

Тот, кто хочет купить электромобиль, не будет особенно мучиться из-за проблемы выбора.

На рынке сейчас примерно дюжина моделей, включая люксовый вариант Tesla Roadster, который лишь немногие могут себе позволить.

Однако на рынке началось движение: в 2013 году на нем появится целый ряд новых автомобилей на электрической тяге.

Новые электромобили имеют либо полностью электрический двигатель, либо так называемый подключаемый к розетке гибрид plug-in-hybrid. В последнем под капотом установлен как электромотор, так и бензиновый или дизельный движок.

50 км многие электромобили могут проехать только на электротяге. Опыт показывает, что они способны покрыть большинство ежедневных маршрутов.

В 2013 году будет особенно интересно: многие крупные немецкие автопроизводители впервые представят свои электромобили. Некоторые наиболее интересные из объявленных машин - на фото.

Ford Focus Electric: компактный электромобиль


Водители, привыкшие к бензиновым двигателям, поначалу не заметят никакого отличия - только обнаружив за откидной крышкой электрический кабель, они поймут, что под кузовом расположен не бензобак, а тяжелые аккумуляторы. Их емкость составляет 23 киловатт-час, чего должно хватить на 160 км пути.В США Ford Focus Electric уже можно увидеть на улицах, а в Европе его продажи начнутся во второй половине 2013 года. Это электрическая версия автомобиля Focus компактного класса.

При этом очки детройтский автоконцерн будет набирать за счет уменьшения времени зарядки аккумуляторов: через три-четыре часа они вновь будут полностью заряжены. Предельная скорость электромобиля марки Ford - 136 км в час. Предположительная цена - 40 тыс евро.

Daimler Smart electric Drive: мини-электромобиль
 Фото flickr.com

Тот, кто находится в Амстердаме, может взять этот автомобиль напрокат по системе car sharing, однако сейчас электромобиль Smart Electric Drive компании Daimler уже можно приобрести и в немецких автосалонах.

Заказанную машину придется ждать девять месяцев - компактные городские авто вроде модели Smart пользуются особым спросом.

Его аккумулятор емкостью 15 киловатт-час позволяет проехать на одной зарядке 145 км, после чего нужно будет искать электрическую розетку. Этого достаточно, чтобы передвигаться в городском пространстве тихо и без выхлопа.

Новинку компании Daimler можно также приобрести и в варианте кабриолет. Опционный аппарат быстрой зарядки позволяет зарядить аккумулятор в течение одного часа. Цена - 19 тыс евро плюс аренда батареи (65 евро в месяц).

BWM i3: карбоновый кузов

BWM i3
Благодаря своему легкому кузову, i3 сможет проехать на одной зарядке 160 км.В своем классе он будет легковесом - его вес не превышает 1 250 кг. Модель i3 появится на рынке в конце 2013 года, и это будет не только первый электромобиль мюнхенского автоконцерна - он откроет эру карбоновых кузовов.

Для производства особо легких карбоновых нитей концерн BMW специально построил в Соединенных Штатах завод, однако готовые i3 будут сходить с конвейера в Лейпциге. Цена - немного менее 40 тыс евро.

Volkswagen e-Up: компактный городской

Volkswagen e-Up
Этот компактный автомобиль представляет собой электрическую версию существующей малолитражки Up, и он предназначен в основном для езды в городе. E-Up развивает скорость до 130 км в час и может проехать без подзарядки около 130 км. Цена - предположительно 23 тыс евро.Концерн представил свой электромобиль на Международном автосалоне во Франкфурте в 2009 году, а осенью 2013 года его уже можно будет купить.

Nissan Leaf: для больших расстояний

Nissan Leaf
Причины для этого есть: японский электромобиль производится с 2010 года и является первой такой коммерческой машиной. Теперь компания Nissan хочет выпустить на рынок обновленную модель.По данным Федерального автомобильного ведомства, в 2012 году в Германии был продан 451 автомобиль марки Nissan Leaf, и с таким результатом он занял третье место среди машин на электроприводе.

Новый Leaf на одной зарядке сможет проехать 228 километров. Кроме того, японцы собираются снизить цену, но пока не ясно, насколько. Сейчас Nissan Leaf в Германии стоит около 37 тыс евро.

VW XL1: однолитровая реальность

VW XL1
Гибрид концерна VW появится на рынке уже в 2013 году. На электрической тяге он сможет проехать 35 км, а затем будет включаться дизельный двигатель. Кроме того, фирма делает ставку на последовательное облегчение конструкции: новый автомобиль будет весить всего 795 кг. Цена - неизвестна.Если все подтвердится, а концерн Volkswagen это обещает, то автомобиль XL1 станет настоящим чудом экономии: на 100 км он будет тратить всего один литр бензина. Свою новинку завод уже представил в 2011 году в Катаре, а осенью 2012 года его прототип видели на улицах южно-европейских стран.

Toyota iQ: четырехместный мини

Toyota iQ
Однако его пробег будет ограничен 85 километрами. Новинка компании Toyota является компактным городским автомобилем, и на большее она вряд ли сможет претендовать. Тем не менее, в течение 15 минут аккумулятор можно будет зарядить на 80%. Правда, и цена немаленькая: 37 тыс евро.Концерн Toyota представляет свой iQ как "самый маленький четырехместный электромобиль". Его длина - 3,1 метра, он сможет припарковаться в небольших "дырках" на парковке. На 100 км расходует 10,4 киловатт-часа. Помимо прочего, это будет еще и самый экономичный электромобиль.

Renault Zoe: маленький, да удаленький

Renault Zoe
Первоначально старт новой модели был запланирован на апрель, однако сроки, судя по всему, будут перенесены на вторую половину года. Цена - 20,6 тыс евро плюс аренда батареи (79 евро в месяц).Новинка компании Renault должна стать настоящим выносливым спортивным авто. Его пробег - 210 км, так что француз сможет поспорить с Nissan Leaf. Этому способствуют специальные шины, а также тепловой насос, который будет экономично обеспечивать кондиционирование и обогрев.

Tesla Model S: быстрый люкс

Tesla Model S
Новый автомобиль Model S, который весной появится на рынке, поднимет планку всей отрасли еще выше. Производитель обещает, что его пробег без подзарядки составит 480 км, а максимальная скорость будет доходить до 200 км в час.Своей моделью Roadster калифорнийский автопроизводитель уже доказал, что электромобильность не только возможна, но и способна приносить удовольствие.

Всего за 4,4 секунды Model S ускоряется с нуля до сотни. Тот, у кого есть достаточно средств, может уже сделать заказ. Цена - 72,4 тыс евро.

Cadillac ELR

Cadillac ELR
Подробностей о новинке пока нет, однако уже ясно, что ELR представляет собой люксовую версию Chevrolet Volt. Цена модели тоже неизвестнаПосле моделей Volt и Ampera в конце 2013 года концерн General Motors выпустит свой третий электромобиль Cadillac ELR. Якобы недавно уже кто-то видел его прототип, однако он только будет представлен на автосалоне в Детройте.

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
В Украине начали делать электромобили
 
Производством электрокаров занялась симферопольская компания «СИГ Моторс».
По мнению руководителей компании, электрокары могут использоваться для подвоза туристов к морю, в качестве такси, для уборки мусора и прочих нужд, передает «Капитал». Крымчане планируют производить грузовые и легковые автомобили из китайских комплектующих, поскольку до этого импортировали китайские электрокары, которые продавались в Украине по цене от 95 940 грн.

Отметим, что торговую марку SiG, под которой крымская компания продает автомобили, связывают с народным депутатом Украины, крымским бизнесменом Львом Миримским, а также бизнесменом Игорем Бурушкиным и бывшим кандидатом в нардепы Андреем Судрабом.

Как ранее сообщалось на «Авто Mail.Ru», депутаты Верховной Рады Украины планируют запретить въезд автомобилей в Крым. В парламенте зарегистрирован законопроект №2790 «Об особенностях дорожного движения в курортных зонах и зонах отдыха на территории Автономной Республики Крым». Автором документа является внефракционный депутат Лев Миримский. По мнению народного избранника, выхлопные газы автомобилей наносят большой вред окружающей среде полуострова, этот вопрос особенно актуален во время курортного сезона, когда тысячи туристов приезжают на своих автомобилях оздоровиться и отдохнуть.

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
Да, что ни выставка автомобилей, то все больше выставляется электромобилей.
И тут удар, - фирма Сименс прекратила разработки систем для электромобилей. Может они там, на Сименсе, чего-то новое узнали по этой теме, а мы не в курсе?
Может теперь они не об электромобилях думают, а о ядерном автомобиле?

Оффлайн kurgansky341 Мужской

  • 쌍용카이런
  • Член клуба
  • "Категория С – Солидный водила"
  • ***
  • Уйдут же без возврата,года пригодные к разврату...
  • Страна: ua
  • Город: Кривой Рог
  • Марка автомобиля: SY D20TDi 2006г. 5АКПП
  • Модель: Kyron
Так в продаже уже их полно...
http://auto.ria.com/auto_lifan_320_12292764.html
http://auto.ria.com/auto_zaz_sens_12587851.html
http://auto.ria.com/auto_vaz_1118_12718774.html
и им подобных. Недавно даже встречал бюджетная модель (китайская типа джилли) за 9999 у.е.

Оффлайн odmincheg Мужской

  • Модератор форума
  • "Категория Е - автоЭксперт"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: Одесса
  • Марка автомобиля: SY
  • Модель: Rexton W
электросенс за 17 - это ж круть!  :ai:

Оффлайн СЕРГЕЙ-ОДЕССА Мужской

  • "Категория С – Солидный водила"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: Жемчужина у моря
  • Марка автомобиля: МПВ 4
... да уж!  [youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Yrl35yfpnA0[/youtube]

Оффлайн odmincheg Мужской

  • Модератор форума
  • "Категория Е - автоЭксперт"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: Одесса
  • Марка автомобиля: SY
  • Модель: Rexton W
СЕРГЕЙ-ОДЕССА, всё по-прежнему упирается в ёмкость батареи, скорость зарядки и цену. Но это уже реально кое-что!
А вообще, по мотору на ось, или даже на колесо, троллейбусная тяга, отсутствие передач и лишних узлов - мечта джипера!
 ,)

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
Пока мы тут теоретизируем об электротяге, во многих странах Европы вовсю катаются городские электромобильчики. Они выгодны в эксплуатации, правительство дает льготы их владельцам, парковаться можно бесплатно, ехать по полосе общественного транспорта. Передовыми странами стали Голландия, Швеция, к ним приближаются французы.
Чтобы не отставать от просвещенной Европы, я и себе сделал приобретение. Пока что электровелосипед. На седьмом  небе от удовольствия, удобства и тяги. По ровной дороге на педалях - в удовольствие, а в гору - на электромоторе отдыхаю.  Конечно, у электромобиля иная цена, конструкция, габариты и возможности, но первый шаг к нему я сделал. Что-то кажется мне, что следующим автомобилем у меня через Н-ное количество лет будет электромобиль...

Оффлайн Al1 Мужской

  • Член клуба
  • "Категория А - Автор"
  • ***
  • Страна: ua
  • Город: Киев
  • Марка автомобиля: Kyron M200XDi
  • Модель: Kyron
+1 к эл. велу.
собрал себе на базе обычного городского байка, путем установки переднего мотор-колеса.
А дальше понял, что главное в эл. транспорте это аккумы и электроника по контролю за ними.
И самое правильное направление, ИМХО, на сегодняшний день у Тесла-Моторс.

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
Тесла, конечно, очень привлекательна и конструктивно наиболее передовая. Но, дорогая и  в Украине недоступна. Реально было бы для начала предложить в Украине небольшие городские электромобили. Есть предложения китайских в интернете, но реально я их не видел. Да и цена на них немалая пока еще, хоть и китайские, что удивительно...

Оффлайн Игорь72 Мужской

  • "Категория А - Автор"
  • ***
  • Страна: ua
  • Город: Киев
  • Марка автомобиля: Korando STD1
Интересно, а почему никто не упомянул компанию BYD? Очень прогрессивная, по моему мнению, компания! Их электромобили уже более 2 лет катаются по всему Китаю в качестве такси. Мой брат сам там на них катался по долгу работы, работает в одной китайской фирме. Цена в Укратне, к сожалению, высока, но это уже зависит от нашего правительства... Пробег до 400 км. на одной зарядки, заряд с помощью нарядной станции 40 минут до 80%. Прошлой зимой в Украине был тест в зимних условиях: Киев - Каменець-Подольский - Киев на ОДНОЙ зарядке! Крымские серпантины тоже тем же летом были покорены и пробег тоже был до 400 км.У BYD какое то ноу-хау по аккумуляторам.
В Европе, по моему, в Польше автобусы BYD ездят около года с тем же пробегом. По поводу Польши утверждать не буду. Точно не помню.

Оффлайн xFullHDx Мужской

  • "Категория С – Солидный водила"
  • *****
  • +380506625633
  • Страна: ua
  • Город: Черновцы
  • Марка автомобиля: SsangYong выпуск 07/2013 п.р. 11/2013
  • Модель: Korando
Ееее а про ПРОСВЕТ машины почему ен упомянули? Начать надо с него а потом уже будет видно почему у нас они не будут ближайшее время.

Оффлайн kurgansky341 Мужской

  • 쌍용카이런
  • Член клуба
  • "Категория С – Солидный водила"
  • ***
  • Уйдут же без возврата,года пригодные к разврату...
  • Страна: ua
  • Город: Кривой Рог
  • Марка автомобиля: SY D20TDi 2006г. 5АКПП
  • Модель: Kyron
Еще один тест драйв Теслы.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=RX761XVVM9o[/youtube]

Оффлайн Байкер Мужской

  • Модератор
  • "Категория А - Автор"
  • *****
  • Страна: ua
  • Город: г. Киев
  • Марка автомобиля: Rexton II 2,7 XDI
Интересно, кто победит в будущем: электромобиль или ядерный автомобиль на основе низкотемпературного ядерного синтеза, компактные устройства с использованием  которого уже стали производиться на Западе?

Оффлайн kurgansky341 Мужской

  • 쌍용카이런
  • Член клуба
  • "Категория С – Солидный водила"
  • ***
  • Уйдут же без возврата,года пригодные к разврату...
  • Страна: ua
  • Город: Кривой Рог
  • Марка автомобиля: SY D20TDi 2006г. 5АКПП
  • Модель: Kyron
А хз... но если по-честному... я бы лучше на батарейках ездил, чем на ядрЕном реакторе, пусть даже на низко-низко температурном... :bm:

 


Счетчики: